ДЕЛО | |
---|---|
Уникальный идентификатор дела | 26RS0028-01-2025-000636-81 |
Дата поступления | 16.04.2025 |
Категория дела | Об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публич.полномочиями, должностных лиц, государственных и муници → Об оспаривании решений, действий (бездействия) органов местного самоуправления → прочие (об оспаривании решений, действий (бездействия) органов местного самоуправления) |
Судья | Ромась Олег Витальевич |
Дата рассмотрения | 14.05.2025 |
Результат рассмотрения | Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН |
Признак рассмотрения дела | Рассмотрено единолично судьей |
ДВИЖЕНИЕ ДЕЛА | |||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Наименование события | Дата | Время | Место проведения | Результат события | Основание для выбранного результата события | Примечание | Дата размещения ![]() | ||
Регистрация административного искового заявления | 16.04.2025 | 15:32 | 17.04.2025 | ||||||
Передача материалов судье | 17.04.2025 | 09:42 | 17.04.2025 | ||||||
Решение вопроса о принятии к производству | 17.04.2025 | 09:45 | Административное исковое заявление принято к производству | 17.04.2025 | |||||
Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству | 17.04.2025 | 09:50 | 17.04.2025 | ||||||
Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству | 17.04.2025 | 09:52 | 17.04.2025 | ||||||
Судебное заседание | 14.05.2025 | 10:30 | Вынесено решение по делу | Административный иск УДОВЛЕТВОРЕН | 17.04.2025 | ||||
Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме | 15.05.2025 | 09:27 | 15.05.2025 | ||||||
Дело сдано в отдел судебного делопроизводства | 22.05.2025 | 11:41 | 27.05.2025 |
СТОРОНЫ ПО ДЕЛУ (ТРЕТЬИ ЛИЦА) | |||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Вид лица, участвующего в деле | Фамилия / наименование | ИНН | КПП | ОГРН | ОГРНИП | ||||
ЗАИНТЕРЕСОВАННОЕ ЛИЦО | Администрация Петровского муниципального округа Ставропольского края | 2617014342 | 261701001 | 1172651026745 | |||||
АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ИСТЕЦ | Прокуратура Петровского района Ставропольского края | 2634003774 | 1022601995745 | ||||||
АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ОТВЕТЧИК | Управление муниципального хозяйства администрации Петровского муниципального округа | 2617014367 | 261701001 | 1172651027383 |
Дело № 2а-457/2025
УИД 26RS0028-01-2025-000636-81
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
14 мая 2025 года г.Светлоград
Петровский районный суд Ставропольского края в составе:
председательствующего судьи – Ромась О.В.,
при секретаре – Портянко А.С.,
с участием представителя административного истца – ст. помощника прокурора Петровского района Ставропольского края Катасоновой Е.Н.,
представителя административных ответчиков: администрации Петровского муниципального округа Ставропольского края Лохвицкой Н.В. и Управления муниципального хозяйства администрации Петровского муниципального округа Ставропольского края Камышниковой Е.В., действующих на основании доверенностей,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Петровского района Ставропольского края Есипенко В.А., поданного в порядке ст. 39 КАС РФ, в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации Петровского муниципального округа Ставропольского края и Управлению муниципального хозяйства администрации Петровского муниципального округа Ставропольского края о признании незаконным бездействия и возложении обязанности,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Петровского района Ставропольского края Есипенко В.А., действующий в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, обратился в суд с административным исковым заявлением, в последствии уточненным, к администрации Петровского муниципального округа Ставропольского края и Управлению муниципального хозяйства администрации Петровского муниципального округа Ставропольского края о признании незаконным бездействия Управления муниципального хозяйства администрации Петровского муниципального округа Ставропольского края, выразившееся в не проведении контрольных (надзорных) мероприятий в сфере благоустройства в период с 2022 года по 07.04.2025 года и возложении обязанности на администрацию Петровского муниципального округа Ставропольского края устранить выявленные недостатки, мотивируя свои требования следующим.
Прокуратурой района проведен анализ исполнения требований Федерального закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» в деятельности Управления муниципального хозяйства администрации Петровского муниципального округа Ставропольского края (Управление), по результатам которого выявлены факты ненадлежащего осуществления полномочий муниципального контроля в сфере благоустройства на территории Петровского муниципального округа Ставропольского края.
В прокуратуру района 07.04.2025 исх. --- из Управления представлена информация о том, что с 2022 года по истекший период 2025 года контрольно-надзорные мероприятия в рамках муниципального контроля в сфере благоустройства на территории Петровского муниципального округа Ставропольского края, не проводились.
Также факт не проведения контрольно-надзорных мероприятий в рамках муниципального контроля в сфере благоустройства на территории Петровского муниципального округа Ставропольского края подтверждается докладами главы Петровского муниципального округа Ставропольского края за 2022, 2023, 2024 годы.
На основании изложенного, в соответствии со ст.ст. 39, 209 КАС РФ ст. 27 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», прокурор просит суд: признать незаконным бездействие Управления муниципального хозяйства администрации Петровского муниципального округа Ставропольского края, выразившееся в не проведении контрольных (надзорных) мероприятий в сфере благоустройства в период с 2022 года по 07.04.2025 года; обязать администрацию Петровского муниципального округа Ставропольского края в течение 30 дней со дня вступления решения суда в законную силу устранить допущенные нарушения законодательства путем принятия следующих организационно-распорядительных мер:
- организовать мероприятия по обеспечению доступа уполномоченных должностных лиц к единому реестру контрольных (надзорных) мероприятий,
в сети «Интернет», расположенного по адресу: https://proverki.gov.ru\portal),
их полномочия по формированию и заполнению единого реестра;
- организовать получение ответственными лицами сертификатов ключей проверки электронной подписи и ключей электронной подписи для доступа
на Единый реестр контрольных (надзорных) мероприятий, в сети «Интернет», расположенного по адресу: https://proverki.gov.ru\portal;
- обеспечить внесение в единый реестр контрольных
(надзорных) мероприятий, в сети «Интернет», расположенного по адресу: https://proverki.gov.ru\portal и актуализацию сведений о профилактических мероприятиях, контрольных (надзорных) мероприятиях посредством заполнения их электронных паспортов в сроки.
В судебном заседании помощник ст. прокурора Катасонова Е.Н. настаивала на удовлетворении административного искового заявления, просила суд удовлетворить его в полном объеме.
Представитель административного ответчика – Управления муниципального хозяйства администрации Петровского муниципального округа Ставропольского края, Камышникова Е.В. в судебном заседании заявленные требования не признала, пояснила, что выявленные нарушения имеются и до настоящего времени не устранены.
Представитель административного ответчика – администрации Петровского муниципального округа Ставропольского края, Лохвицкая Н.В. в судебном заседании пояснила, что выявленные нарушения имеются, просила вынести решение на усмотрение суда.
Суд, выслушав лиц участвующих в деле, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
В судебном заседании установлено, что прокуратурой Петровского района Ставропольского края проведен анализ исполнения требований Федерального закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» в деятельности Управления муниципального хозяйства администрации Петровского муниципального округа Ставропольского края, по результатам которого выявлены факты ненадлежащего осуществления полномочий муниципального контроля в сфере благоустройства на территории Петровского муниципального округа Ставропольского края.
Отношения по организации и осуществлению государственного контроля (надзора), муниципального контроля, регламентируется Федеральным законом от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» (далее – Закон 248-ФЗ).
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 17 Закона № 248-ФЗ, в целях информационного обеспечения государственного контроля (надзора), муниципального контроля создается в том числе единый реестр контрольных (надзорных) мероприятий (Единый реестр проверок).
В силу ст. 13.3 Закона № 248-ФЗ, в целях обеспечения учета проводимых при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля проверок (за исключением внеплановых проверок, проводимых в соответствии с пунктом 1.1 части 2 статьи 10 настоящего Федерального закона, в том числе в отношении соискателя лицензии, представившего заявление о предоставлении лицензии, лицензиата, представившего заявление о переоформлении лицензии, продлении срока действия лицензии), а также их результатов создается единый реестр проверок. Единый реестр проверок является подсистемой Единого реестра контрольных (надзорных) мероприятий, созданного в соответствии с Федеральным законом от 31 июля 2020 года № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации». Оператором единого реестра проверок является Генеральная прокуратура Российской Федерации.
Правила формирования и ведения единого реестра проверок утверждаются Правительством Российской Федерации. Указанными правилами определяются: 1) требования к порядку создания и ввода в эксплуатацию единого реестра проверок; 2) порядок присвоения в автоматическом режиме учетного номера проверки; 3) состав включенной в единый реестр проверок информации о проверке, ее результатах и принятых мерах по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений, сроки и порядок включения данной информации в этот реестр; 4) состав включенной в единый реестр проверок информации, которая подлежит предоставлению государственным органам, органам местного самоуправления, порядок ее предоставления; 5) состав иной информации об осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля, которая должна включаться в единый реестр проверок.
Оператор единого реестра проверок обеспечивает размещение на специализированном сайте в сети «Интернет» следующей общедоступной информации из единого реестра проверок: 1) учетный номер проверки; 2) информация, указываемая в распоряжении или приказе руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), муниципального контроля и предусмотренная пунктами 1 - 6 и 9 части 2 статьи 14 настоящего Федерального закона; 3) информация, указываемая в акте проверки и предусмотренная пунктами 1 - 6 части 2 статьи 16 настоящего Федерального закона; 4) указание результатов проверки (были ли выявлены в ходе проверки нарушения обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами); 5) указание на принятые меры в отношении нарушений, выявленных при проведении проверки, включая выдачу предписаний юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю об устранении выявленных нарушений и (или) о проведении мероприятий по предотвращению причинения вреда, применение мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении, привлечение к административной ответственности виновных лиц, приостановление или аннулирование ранее выданных разрешений, лицензий, аттестатов аккредитации, иных документов, имеющих разрешительный характер, отзыв продукции, направление материалов о выявленных нарушениях обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, в государственные органы и органы местного самоуправления в соответствии с их компетенцией, об обжаловании соответствующих решений и действий (бездействия) органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, их должностных лиц и о результатах такого обжалования.
Ведение единого реестра проверок, внесение в него соответствующей информации и ее раскрытие осуществляются с учетом требований законодательства Российской Федерации о государственной и иной охраняемой законом тайне.
Частями 1, 6 ст. 19 Закона № 248-ФЗ, установлено, что единый реестр контрольных (надзорных) мероприятий создается среди прочих в следующих целях:1. Учет проводимых контрольными (надзорными) органами профилактических мероприятий, указанных в пунктах 4 и 7 части 1 статьи 45 данного Федерального закона, контрольных (надзорных) мероприятий, указанных в части 2 статьи 56 настоящего Федерального закона, принятых контрольными (надзорными) органами мер по пресечению выявленных нарушений обязательных требований, устранению их последствий и (или) по восстановлению правового положения, существовавшего до таких нарушений;
2. Учет решений и действий должностных лиц контрольных (надзорных) органов, решений контрольных (надзорных) органов, принятых при проведении мероприятий и принятии мер, указанных в пункте 1 настоящей части, а также принятых по итогам рассмотрения жалоб контролируемых лиц.
Информация, указанная в части 1 данной статьи, вносится в единый реестр контрольных (надзорных) мероприятий путем использования справочника видов контроля, который формируется в автоматическом режиме из видов контроля, включённых в единый реестр видов контроля и иных справочников.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.04.2021 № 604 утверждены Правила формирования и ведения единого реестра контрольных (надзорных мероприятий (Правила).
Согласно п. 5 Правил, единый реестр включает в себя сведения о проводимых контрольными (надзорными) органами контрольных (надзорных) мероприятий, профилактических мероприятиях согласно приложению.
В соответствии с п. 19 Правил, в целях формирования единого реестра контрольные (надзорные) органы: а) определяют уполномоченных должностных лиц, которым необходимо обеспечить доступ к единому реестру, их полномочия по формированию и заполнению единого реестра; б) определяют должностное лицо, ответственное за надлежащее и своевременное формирование и заполнение единого реестра уполномоченными должностными лицами, указанными в подпункте «а» настоящего пункта. Перечни ответственных лиц подлежат утверждению руководителем контрольного (надзорного) органа; в) определяют должностное лицо, ответственное за взаимодействие с оператором единого реестра в целях технического обеспечения работы контрольного (надзорного) органа в едином реестре; г) организуют получение ответственными лицами сертификатов ключей проверки
электронной подписи и ключей электронной подписи; д) обеспечивают внесение в единый реестр и актуализацию сведений о профилактических мероприятиях, контрольных (надзорных) мероприятиях посредством заполнения их электронных паспортов в сроки, установленные приложением к настоящим Правилам.
В силу п. 19 Правил, контрольные (надзорные) органы, руководители контрольных (надзорных) органов, их структурные подразделения и ответственные лица несут ответственность за полноту, достоверность и своевременность внесения сведений, размещаемых ими в едином реестре, в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Решением Совета депутатов Петровского муниципального округа Ставропольского края от 06.05.2024 ---, утверждено Положение о муниципальном контроле в сфере благоустройства на территории Петровского муниципального округа Ставропольского края» (Положение ---).
В соответствии с п. 4 Положение --- муниципальный контроль осуществляется ведущими специалистами отдела жилищно-коммунального хозяйства Управления, должностными инструкциями которых предусмотрены полномочия по осуществлению муниципального контроля в сфере благоустройства.
Должностными лицами, уполномоченными на принятие решений о проведении контрольных мероприятий, являются глава Петровского муниципального округа Ставропольского края либо заместитель главы администрации Петровского муниципального округа Ставропольского края, курирующий данное направление деятельности.
При осуществлении муниципального контроля должностные лица органов муниципального контроля обладают правами и обязанностями, установленными статьей 29 Закона № 248-ФЗ.
Профилактические мероприятия проводятся должностными лицами органов муниципального контроля в целях стимулирования добросовестного соблюдения обязательных требований контролируемыми лицами и направлены на снижение риска причинения вреда (ущерба).
Предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований объявляется контролируемому лицу в случае наличия у органов муниципального контроля сведений о готовящихся нарушениях обязательных требований и (или) в случае отсутствия подтверждения данных о том, что нарушение обязательных требований причинило вред (ущерб) охраняемым законом ценностям, либо создало угрозу причинения вреда (ущерба) охраняемым законным ценностям.
Профилактический визит проводится в соответствии со статьей 52 Закона № 248-ФЗ должностным лицом органов муниципального контроля в форме профилактической беседы по месту осуществления деятельности контролируемого лица либо путем использования видео-конференц-связи.
В ходе профилактического визита контролируемое лицо информируется об обязательных требованиях, предъявляемых к его деятельности либо к принадлежащим ему объектам контроля, их соответствии критериям риска, основаниях и о рекомендуемых способах снижения категории риска, а также о видах, содержании и об интенсивности контрольных мероприятий, проводимых в отношении объекта контроля исходя из его отнесения к соответствующей категории риска.
В силу п.п. 13-14, 17, 18 Положения --- в рамках осуществления муниципального контроля при взаимодействии с контролируемыми лицами проводятся следующие контрольные мероприятия: а) инспекционный визит; б) рейдовый осмотр;
в) документарная проверка; г) выездная проверка.
Без взаимодействия с контролируемым лицом проводятся следующие контрольные мероприятия (далее - контрольные мероприятия без взаимодействия): а) наблюдение за соблюдением обязательных требований (мониторинг безопасности); б) выездное обследование.
Контрольные мероприятия без взаимодействия проводятся на основании заданий заместителя главы администрации Петровского муниципального округа Ставропольского края, курирующего направление деятельности управления муниципального хозяйства, включая задания, содержащиеся в планах работы управления муниципального хозяйства, в том числе в случаях, установленных Законом № 248-ФЗ.
Контрольное мероприятие может быть начато после внесения в единый реестр контрольных мероприятий сведений, за исключением контрольных мероприятий без взаимодействия, а также случаев неработоспособности единого реестра контрольных мероприятий, зафиксированных оператором реестра.
Таким образом, обязанность по ведению единого реестра проверок, внесение в него соответствующей информации возложена на Управление.
В прокуратуру района 07.04.2025 исх. --- из Управления представлена информация о том, что с 2022 года по истекший период 2025 года контрольно-надзорные мероприятия в рамках муниципального контроля в сфере благоустройства на территории Петровского муниципального округа Ставропольского края, не проводились.
Также факт не проведения контрольно-надзорных мероприятий в рамках муниципального контроля в сфере благоустройства на территории Петровского муниципального округа Ставропольского края подтверждается докладами главы Петровского муниципального округа Ставропольского края за 2022, 2023, 2024 годы.
Таким образом, из полученных прокуратурой района ответов следует, что управлением муниципального хозяйства администрации Петровского муниципального округа достаточные меры к устранению нарушений требований законодательства не приняты.
Оценив представленные административным истцом доказательства в соответствии со статьей 84 КАС РФ суд приходит к выводу, что они являются относимыми, допустимыми, достаточными, не вызывают у суда сомнения в их достоверности и в совокупности подтверждают обстоятельства, на которые он ссылается как на основания своих требований.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу об удовлетворении административного иска, поскольку выявленные прокуратурой нарушения недопустимы, свидетельствуют о том, что должностными лицами управления муниципального хозяйства администрации Петровского муниципального округа не проводятся контрольно-надзорные мероприятия в рамках муниципального контроля в сфере благоустройства на территории Петровского муниципального округа Ставропольского края.
Помимо этого, суд, с учетом того, что исковое заявление подано прокурором в защиту интересов неопределенного круга лиц и необходимые действия могут быть совершены только ответчиком, считает необходимым установить срок для устранения недостатков, указанных в пункте 2 искового заявления, в течение 30 дней со дня вступления решения суда в законную силу.
Руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд,
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление прокурора Петровского района Ставропольского края Есипенко В.А., поданного в порядке ст. 39 КАС РФ, в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации Петровского муниципального округа Ставропольского края и Управлению муниципального хозяйства администрации Петровского муниципального округа Ставропольского края о признании незаконным бездействия и возложении обязанности - удовлетворить.
Признать незаконным бездействие Управления муниципального хозяйства администрации Петровского муниципального округа Ставропольского края, выразившееся в не проведении контрольных (надзорных) мероприятий в сфере благоустройства в период с 2022 года по 07.04.2025 года.
Обязать администрацию Петровского муниципального округа Ставропольского края в течении 30 дней со дня вступления решения суда в законную силу устранить допущенные нарушения законодательства путем принятия следующих организационно-распорядительных мер:
- организовать мероприятия по обеспечению доступа уполномоченных должностных лиц к единому реестру контрольных (надзорных) мероприятий,
в сети «Интернет», расположенного по адресу: https://proverki.gov.ru\portal),
их полномочия по формированию и заполнению единого реестра;
- организовать получение ответственными лицами сертификатов ключей проверки электронной подписи и ключей электронной подписи для доступа
на Единый реестр контрольных (надзорных) мероприятий, в сети «Интернет», расположенного по адресу: https://proverki.gov.ru\portal;
- обеспечить внесение в единый реестр контрольных
(надзорных) мероприятий, в сети «Интернет», расположенного по адресу: https://proverki.gov.ru\portal и актуализацию сведений о профилактических мероприятиях, контрольных (надзорных) мероприятиях посредством заполнения их электронных паспортов в сроки.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ставропольский краевой суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме, т.е. 15.05.2025.
Судья О.В. Ромась
