ДЕЛО | |
---|---|
Уникальный идентификатор дела | 26RS0028-01-2025-000651-36 |
Дата поступления | 17.04.2025 |
Категория дела | Прочие исковые дела → прочие (прочие исковые дела) |
Судья | Ромась Олег Витальевич |
Дата рассмотрения | 14.05.2025 |
Результат рассмотрения | Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН |
Признак рассмотрения дела | Рассмотрено единолично судьей |
ДВИЖЕНИЕ ДЕЛА | |||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Наименование события | Дата | Время | Место проведения | Результат события | Основание для выбранного результата события | Примечание | Дата размещения ![]() | ||
Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде | 17.04.2025 | 15:47 | 18.04.2025 | ||||||
Передача материалов судье | 17.04.2025 | 17:11 | 18.04.2025 | ||||||
Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению | 18.04.2025 | 15:09 | Иск (заявление, жалоба) принят к производству | 21.04.2025 | |||||
Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству | 18.04.2025 | 15:09 | 21.04.2025 | ||||||
Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству | 18.04.2025 | 15:09 | 21.04.2025 | ||||||
Судебное заседание | 14.05.2025 | 14:00 | Вынесено решение по делу | Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН | 21.04.2025 | ||||
Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме | 14.05.2025 | 17:00 | 15.05.2025 | ||||||
Дело сдано в отдел судебного делопроизводства | 22.05.2025 | 16:04 | 23.05.2025 |
СТОРОНЫ ПО ДЕЛУ (ТРЕТЬИ ЛИЦА) | |||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Вид лица, участвующего в деле | Фамилия / наименование | ИНН | КПП | ОГРН | ОГРНИП | ||||
ОТВЕТЧИК | Деньщик Ольга Ивановна | ||||||||
ИСТЕЦ | Отделение фонда пенсионного и социального страхования РФ по СК | 2600000038 | 1022601963560 | ||||||
ПРЕДСТАВИТЕЛЬ | Писаренко Лариса Ивановна | ||||||||
ОТВЕТЧИК | Федеральное казенное учреждение " Главное бюро медико-социальной экспертизы по СК " Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации |
дело №2-463/2025
УИД 26RS0028-01-2025-000651-36
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
14 мая 2025 года г.Светлоград
Петровский районный суд Ставропольского края в составе:
председательствующего судьи Ромась О.В.,
при секретаре Портянко А.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда гражданское дело по исковому заявлению Отделения фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ставропольскому краю ИНН 2600000038 к Деньщик О.И., Федеральному казенному учреждению "Главное бюро медико-социальной экспертизы по Ставропольскому краю" Министерства труда и социальной защиты РФ о признании недействительными с момента выдачи справки об установлении инвалидности и выписки из акта освидетельствования гражданина, признанного инвалидом и исключении из информационного ресурса информации о признании инвалидом,
УСТАНОВИЛ:
Отделение фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ставропольскому краю обратилось в суд с иском к Деньщик О.И. и ФКУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Ставропольскому краю» Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации (далее – ФКУ «ГБ МСЭ по СК») о признании недействительными с момента выдачи справки об установлении инвалидности и выписки из акта освидетельствования гражданина, признанного инвалидом и исключении из информационного ресурса информации о признании инвалидом, обосновывая свои требования следующим.
24 сентября 2007 года в государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по Петровскому району Ставропольского края (УПФР по Петровскому району), в настоящее время - Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ставропольскому краю (Отделение СФР) с заявлением о назначении ей ежемесячной денежной выплаты (ЕДВ) в соответствии со ст. 28.1 Федерального закона от 24.11.1995 N 181- ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" по категории «инвалид 2 группы» обратилась гражданка Деньщик О.И., *** года рождения, уроженка ..., проживавшая по адресу: ..., предоставив при этом справку серии МСЭ-2006 --- от 17 сентября 2007 года, выданную филиалом --- Федерального государственного учреждения «Главное бюро медико-социальной экспертизы по ...» федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию (бюро МСЭ). Согласно указанной справки ей 17 сентября 2007 года была впервые установлена вторая группа инвалидности по общему заболеванию, бессрочно. 19 сентября 2007 года из бюро МСЭ в Отделение СФР также поступила выписка из акта освидетельствования гражданина, признанного инвалидом, серии МСЭ-2006 --- от 17 сентября 2007 года, согласно которой гражданке Деньщик О.И., *** года рождения, проживавшей по адресу: ..., 17 сентября 2007 года была впервые установлена вторая группа инвалидности по общему заболеванию, бессрочно. На основании указанных документов решением начальника УПФР по Петровскому району от 24 сентября 2007 года гражданке Деньщик О.И. с 24 сентября 2007 года была пожизненно назначена ежемесячная денежная выплата по категории «инвалид 2 группы».
25 октября 2007 года гражданка Деньщик О.И. также обратилась в Отделение СФР с заявлением о назначении ей трудовой пенсии по инвалидности. На основании вышеуказанных документов и документов о стаже и заработке Отделением СФР гражданке Деньщик О.И. с 17 сентября 2007 года была назначена трудовая пенсия по инвалидности по категории «инвалид 2 группы».
В связи с достижением пенсионного возраста Деньщик О.И. с 9 июля 2011 года переведена на трудовую пенсию по старости.
Согласно информации, поступившей в Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Ставропольскому краю (в настоящее время - Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ставропольскому краю) из федерального казенного учреждения «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Ставропольскому краю» Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации (письмо от *** № 01-02/6322), стало известно, что ГБ МСЭ не подтвердило сведения о признании Деньщик О.И. инвалидом и, что в архиве бюро МСЭ нет дела освидетельствования гражданки Деньщик О.И., а сведения, указанные в справке и выписке из акта освидетельствования гражданина, признанного инвалидом, серии МСЭ-2006 --- от 17 сентября 2007 года, выданных бюро МСЭ, на основании которых Деньщик О.И. были назначены пенсия по инвалидности и ЕДВ, не соответствуют информации, имеющейся в протоколе заседаний бюро МСЭ. Так, в протоколе заседаний бюро МСЭ - филиала --- ФГУ «ГБ МСЭ» по ... имеется запись об установлении Деньщик О.И., проживающей по адресу: ..., повторно третьей группы инвалидности, сроком до октября 2008 года, а согласно имеющейся в Отделении СФР выписке из акта освидетельствования гражданина, признанного инвалидом, от 17 сентября 2007 года серия МСЭ-2006 --- гражданке Деньщик О.И., *** года рождения, проживавшей по адресу: ..., была впервые установлена вторая группа инвалидности по общему заболеванию бессрочно.
Полученные сведения свидетельствуют о том, что Деньщик О.И. не проходила медико-социальную экспертизу в бюро МСЭ и как следствие знала об этом при предъявлении недействительной справки в Отделение СФР с целью получения пенсии по инвалидности и ЕДВ. Законом обязанность по предоставлению надлежащих документов, необходимых для установления причины инвалидности, возложена на заявителя.
Данное обстоятельство послужило основанием для прекращения выплаты Отделением СФР пенсии по инвалидности и ежемесячных денежных выплат ответчику в соответствии с п.п. 3 ч.1 ст.25 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
В соответствии со ст. 25 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», принимая во внимание открывшиеся обстоятельства, в целях предотвращения необоснованного расходования средств Пенсионного фонда Российской Федерации, Отделением СФР выплата ЕДВ гражданке Деныцик О.И. была прекращена с 01.02.2018.
Считают, что Деньщик О.И. незаконно получены пенсия по инвалидности в сумме 319 781 рубль 89 копеек, ежемесячная денежная выплата в сумме 237 235 рублей 90 копеек.
С учетом вышеизложенного, считают, что сведения о Деньщик О.И. подлежат исключению из информационного ресурса для загрузки архивной информации по инвалидам, а обязанность по исключению сведений о Деньщик О.И. должна быть возложена на ФКУ «ГБ МСЭ по Ставропольскому краю».
Правопреемником всех прав и обязанностей Государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Ставропольскому краю является Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ставропольскому краю.
Поэтому истец просит суд:
- признать недействительными с момента выдачи справку об установлении инвалидности серии МСЭ-2006 --- от 17 сентября 2007 года и выписку из акта освидетельствования гражданина, признанного инвалидом серии МСЭ-2006 --- от 17 сентября 2007 года, выданные филиалом --- Федерального государственного учреждения «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Ставропольскому краю», согласно которым Деньщик О.И., *** 1976 года рождения, уроженке ..., проживавшей по адресу: ..., установлена впервые вторая группа инвалидности бессрочно.
- взыскать с Деньщик О.И., *** года рождения, уроженки ..., проживающей по адресу: ..., СНИЛС --- в бюджет Петровского муниципального округа государственную пошлину в размере 6000 руб.
- обязать Федеральное казенное учреждение «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Ставропольскому краю» Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации исключить из информационного ресурса для загрузки архивной информации по инвалидам сведения о признании Деньщик О.И., *** года рождения, уроженки ..., проживавщей по адресу: ..., инвалидом второй группы бессрочно.
Представитель истца Отделения фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ставропольскому краю ФИО9 не явилась, представила ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя истца, поддержала исковые требования и просила их удовлетворить по доводам иска в полном объеме.
Ответчик Деньщик О.И. в судебное заседание не явилась, извещена о дате, времени и месте слушания дела надлежащим образом, по адресу её регистрации: ..., в суд поступило заявление о рассмотрении дела в её отсутствие, в соответствии с действующим законодательством.
В судебное заседание представитель ответчика - ФКУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Ставропольскому краю» Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации – ФИО2 не явилась, извещена надлежащим образом, представила ходатайство о рассмотрении дела ее отсутствие и отзыв, из которого следует, что в архиве Учреждения отсутствует «Дело освидетельствования в бюро МСЭ» Деньщик О.И. за 2007 г.
Также отсутствуют данные о регистрации заявления и направления на МСЭ формы 088/У-06 в «Журнале регистрации направлений на МСЭ» форм 088/У-06 и в «Алфавитной книге» бюро --- - филиала Учреждения.
Однако в Учреждении сохранилась книга протоколов заседаний бюро МСЭ - филиала --- Учреждения ---, согласно записи, которой, Деньщик О.И., ..., *** года рождения; пов., была освидетельствована ***, протокол ---, акт освидетельствования ---; группа инвалидности до освидетельствования - 3; группа инвалидности после освидетельствования - 3; причина инвалидности - общее заболевание; срок инвалидности - 10.08. Согласно «Книге учета выданных бланков справок МСЭ» Деньщик О.И. была выдана справка ---.
*** ФИО1 - работала в должности руководителя бюро --- - филиала Учреждения, врача по МСЭ, терапевта.
Согласно поданному заявлению от 02.08.2013, с той же даты, была уволена по п.3 части первой статьи 77 ТК РФ (инициатива работника (собственное желание)).
17.09.2007, согласно табелю учёта использования рабочего времени и расчёта заработной платы, за май 2007 г. бюро МСЭ - филиала --- Учреждения, а также протоколу заседаний бюро МСЭ - филиала --- Учреждения от *** --- в комиссию входили: ФИО3 - врач-специалист по МСЭ (терапевт); ФИО4 - врач-специалист по МСЭ (хирург); ФИО5 - врач-специалист по МСЭ (невролог); ФИО6- специалист по соц.работе. Старшей медицинской сестрой, согласно протоколу, была ФИО7
Согласно ст. 5.1 ФЗ от 24.11.1995 г. №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ». Федеральный реестр инвалидов является федеральной государственной информационной системой и ведется в целях учета сведений об инвалидах, в том числе о детях-инвалидах, включая сведения о группе инвалидности, об ограничениях жизнедеятельности, о нарушенных функциях организма и степени утраты профессиональной трудоспособности инвалида, о проводимых реабилитационных или абилитационных мероприятиях, производимых инвалиду денежных выплатах и об иных мерах социальной защиты, а также в целях использования содержащихся в нем сведений, необходимых для предоставления государственных и муниципальных услуг, и в иных случаях, установленных законодательством Российской Федерации.
Удалить из информационного ресурса реестра архивной информации сведения о признании инвалидом Деньщик О.И. Учреждение сможет только после признания судом справки МСЭ-2006 --- недействительной.
Суд в соответствии с ч.5 ст. 167 ГПК РФ рассматривает дело в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле.
Изучив в совокупности материалы дела, суд удовлетворяет исковые требования Отделения фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ставропольскому краю по следующим основаниям.
В соответствии со ст.1 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»: инвалид - лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты.
Ограничение жизнедеятельности - полная или частичная утрата лицом способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться и заниматься трудовой деятельностью.
В зависимости от степени расстройства функций организма лицам, признанным инвалидами, устанавливается группа инвалидности, а лицам в возрасте до 18 лет устанавливается категория «ребенок-инвалид».
Признание лица инвалидом осуществляется федеральным учреждением медико-социальной экспертизы. Порядок и условия признания лица инвалидом устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Признание лица инвалидом осуществляется федеральным учреждением медико-социальной экспертизы. Порядок и условия признания лица инвалидом устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 20.02.2006 № 95 утверждены Правила признания лица инвалидом (далее - Правила), которые определяют в соответствии с Федеральным законом «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» порядок и условия признания лица инвалидом. Признание лица инвалидом осуществляется федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы: Федеральным бюро медико-социальной экспертизы, главными бюро медико-социальной экспертизы, а также бюро медико-социальной экспертизы в городах и районах, являющимися филиалами главных бюро.
Признание гражданина инвалидом осуществляется при проведении медико-социальной экспертизы, исходя из комплексной оценки состояния организма гражданина на основе анализа его клинико-функциональных, социально-бытовых, профессионально-трудовых и психологических данных с использованием классификаций и критериев, утверждаемых Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 5 Правил (в редакции на дату, указанную в справке серии МСЭ-2007 ---от 29.12.2008 об установлении ФИО8 группы инвалидности) условиями признания гражданина инвалидом являются: а) нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами; б) ограничение жизнедеятельности (полная или частичная утрата гражданином способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться или заниматься трудовой деятельностью); в) необходимость в мерах социальной защиты, включая реабилитацию.
Согласно п. 6 данных Правил наличие одного из указанных в п. 5 Правил условий не является основанием, достаточным для признания гражданина инвалидом.
Инвалидность I группы устанавливается на 2 года, II и III групп - на 1 год. Степень ограничения способности к трудовой деятельности (отсутствие ограничения способности к трудовой деятельности) устанавливается на такой же срок, что и группа инвалидности (п. 9 Правил).
В соответствии с п.13 Правил указано, что гражданам устанавливается группа инвалидности без указания срока переосвидетельствования: не позднее 2 лет после первичного признания инвалидом гражданина, имеющего заболевания, дефекты, необратимые морфологические изменения, нарушения функций органов и систем организма по перечню согласно приложению; не позднее 4 лет после первичного признания гражданина инвалидом в случае выявления невозможности устранения или уменьшения в ходе осуществления реабилитационных мероприятий степени ограничения жизнедеятельности гражданина, вызванного стойкими необратимыми морфологическими изменениями, дефектами и нарушениями функций органов и систем организма (за исключением указанных в приложении к настоящим Правилам).
Установление группы инвалидности без указания срока переосвидетельствования может быть осуществлено при первичном признании гражданина инвалидом по основаниям, указанным в абзацах втором и третьем настоящего пункта, при отсутствии положительных результатов реабилитационных мероприятий, проведенных гражданину до его направления на медико-социальную экспертизу. При этом необходимо, чтобы в направлении на медико-социальную экспертизу, выданном гражданину организацией, оказывающей ему лечебно-профилактическую помощь и направившей его на медико-социальную экспертизу, либо в медицинских документах в случае направления гражданина на медико-социальную экспертизу в соответствии с пунктом 17 настоящих Правил содержались данные об отсутствии положительных результатов таких реабилитационных мероприятий.
В разделе III Правил закреплен порядок направления гражданина на медико-социальную экспертизу. Как следует из пунктов 15-16 Правил гражданин направляется на медико-социальную экспертизу организацией, оказывающей лечебно-профилактическую помощь, независимо от ее организационно-правовой формы, органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, либо органом социальной защиты населения.
Медицинская организация направляет гражданина на медико-социальную экспертизу после проведения необходимых диагностических, лечебных и реабилитационных или абилитационных мероприятий при наличии данных, подтверждающих стойкое нарушение функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами. На медико-социальную экспертизу направляются граждане, имеющие стойкие ограничения жизнедеятельности и трудоспособности, нуждающиеся в социальной защите, по заключению врачебной комиссии при: очевидном неблагоприятном клиническом и трудовом прогнозе вне зависимости от сроков временной нетрудоспособности, но не позднее 4 месяцев от даты ее начала; благоприятном клиническом и трудовом прогнозе не позднее 10 месяцев с даты начала временной нетрудоспособности при состоянии после травм и реконструктивных операций и не позднее 12 месяцев при лечении туберкулеза либо гражданин выписывается к занятию трудовой деятельностью; необходимости изменения программы профессиональной реабилитации работающим инвалидам в случае ухудшения клинического и трудового прогноза независимо от группы инвалидности и сроков временной нетрудоспособности.
В направлении на медико-социальную экспертизу, форма которого утверждается Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации и Министерством здравоохранения Российской Федерации, указываются данные о состоянии здоровья гражданина, отражающие степень нарушения функций органов и систем, состояние компенсаторных возможностей организма, а также результаты проведенных реабилитационных или абилитационных мероприятий.
Таким образом, для проведения медико-социальной экспертизы необходимы: направление на медико-социальную экспертизу, выданное медицинской организацией, оказывающей лечебно-профилактическую помощь, по форме N 088/у-06, утвержденное приказом Минздравсоцразвития России от 31.01.2007 N 77 или направление на медико-социальную экспертизу, выданное органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, органом социальной защиты населения по форме, утвержденной приказом Минздравсоцразвития России от 25.12.2006 N 874 (направление на медико-социальную экспертизу), либо справка об отказе в направлении на медико-социальную экспертизу, выданная медицинской организацией, оказывающей лечебно-профилактическую помощь (органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, органом социальной защиты населения) (справка об отказе в направлении на медико-социальную экспертизу).
Исходя из вышеуказанного следует, что для установления группы инвалидности необходима совокупность следующих обстоятельств: длительное лечение (до 4-х месяцев) гражданина в медицинских организациях независимо от их организационно - правовой формы; проведение необходимых диагностических, лечебных и реабилитационных или абилитационных мероприятий; период временной нетрудоспособности; направление на медико-социальную экспертизу медицинской организацией независимо от ее организационно-правовой формы, органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, либо органом социальной защиты населения; либо справка об отказе в направлении на медико-социальную экспертизу, выданная медицинской организацией, оказывающей лечебно-профилактическую помощь (органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, органом социальной защиты населения).
Согласно классификаций и критериев, используемых при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, утвержденных приказом Минздравсоцразвития РФ от 22.08.2005 № 535 "Об утверждении классификаций и критериев, используемых при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы" (зарегистрировано в Минюсте РФ 13.09.2005 № 6998), к основным видам нарушений функций организма человека относятся: нарушения психических функций (восприятия, внимания, памяти, мышления, интеллекта, эмоций, воли, сознания, поведения, психомоторных функций); нарушения языковых и речевых функций (нарушения устной (ринолалия, дизартрия, заикание, алалия, афазия) и письменной (дисграфия, дислексия), вербальной и невербальной речи, нарушения голосообразования и пр.); нарушения сенсорных функций (зрения, слуха, обоняния, осязания, тактильной, болевой, температурной и других видов чувствительности); нарушения статодинамических функций (двигательных функций головы, туловища, конечностей, статики, координации движений); нарушения функций кровообращения, дыхания, пищеварения, выделения, и кроветворения, обмена веществ и энергии, внутренней секреции, иммунитета; нарушения, обусловленные физическим уродством (деформации лица, головы, туловища, конечностей, приводящие к внешнему уродству, аномальные отверстия пищеварительного, мочевыделительного, дыхательного трактов, нарушение размеров тела).
При комплексной оценке различных показателей, характеризующих стойкие нарушения функций организма человека, выделяются четыре степени их выраженности: 1 степень - незначительные нарушения, 2 степень - умеренные нарушения, 3 степень - выраженные нарушения, 4 степень - значительно выраженные нарушения.
К основным категориям жизнедеятельности человека относятся: способность к самообслуживанию; способность к самостоятельному передвижению; способность к ориентации; способность к общению; способность контролировать свое поведение; способность к обучению; способность к трудовой деятельности.
При комплексной оценке различных показателей, характеризующих ограничения основных категорий жизнедеятельности человека, выделяются 3 степени их выраженности.
Степень ограничения основных категорий жизнедеятельности человека определяется исходя из оценки их отклонения от нормы, соответствующей определенному периоду (возрасту) биологического развития человека.
Критерием для установления 2 степени ограничения способности к трудовой деятельности является нарушение здоровья со стойким выраженным расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, при котором возможно осуществление выполнения трудовой деятельности в специально созданных условиях труда, с использованием вспомогательных технических средств и (или) с помощью других лиц.
Критерием для установления второй группы инвалидности является нарушение здоровья человека со стойким выраженным расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению одной из следующих категорий жизнедеятельности или их сочетанию и вызывающее необходимость его социальной защиты: способности к самообслуживанию второй степени (способность к самообслуживанию с регулярной частичной помощью других лиц с использованием при необходимости вспомогательных технических средств); способности к передвижению второй степени (способность к самостоятельному передвижению с регулярной частичной помощью других лиц с использованием при необходимости вспомогательных технических средств); способности к ориентации второй степени (способность к ориентации с регулярной частичной помощью других лиц с использованием при необходимости вспомогательных технических средств); способности к общению второй степени (способность к общению при регулярной частичной помощи других лиц с использованием при необходимости вспомогательных технических средств); способности контролировать свое поведение второй степени (постоянное снижение критики к своему поведению и окружающей обстановке с возможностью частичной коррекции только при регулярной помощи других лиц); способности к обучению третьей, второй степеней (неспособность к обучению или способность к обучению только в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии или на дому по специальным программам с использованием при необходимости вспомогательных технических средств и технологий); способности к трудовой деятельности третьей, второй степеней (неспособность к трудовой деятельности или невозможность (противопоказанность) трудовой деятельности, способность к выполнению трудовой деятельности в специально созданных условиях труда с использованием вспомогательных технических средств и (или) с помощью других лиц).
В этой связи, признание гражданина инвалидом II группы (бессрочно) свидетельствует о стойких нарушениях его здоровья, которые как минимум предполагают нуждаемость в оказании медицинской помощи, прохождении медикаментозного лечения, консультаций и обследований в медицинских организациях независимо от их организационно-правовой формы.
Из вышеприведенных законоположений следует, что федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы на основе оценки состояния организма человека с учетом объективных критериев и в соответствии с условиями признания гражданина инвалидом, предусмотренными названными Правилами, обеспечивается реализация права конкретного лица на установление инвалидности, которая согласно действующему законодательству является основанием для предоставления мер социальной защиты.
Результатом проведения медико-социальной экспертизы является: при установлении инвалидности - выдача справки, подтверждающей факт установления инвалидности, и индивидуальной программы реабилитации инвалида (ребенка- инвалида), а также направление выписки из акта освидетельствования гражданина, признанного инвалидом, в орган, осуществляющий его пенсионное обеспечение, направление индивидуальной программы реабилитации инвалида в территориальный орган Фонда социального страхования Российской Федерации либо в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный на осуществление переданных в соответствии с заключенным Министерством и высшим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации соглашением полномочий по предоставлению мер социальной защиты инвалидам по обеспечению техническими средствами реабилитации, по месту жительства инвалида (ребенка-инвалида).
Как установлено судом и следует из материалов дела, 24 сентября 2007 года в государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по Петровскому району Ставропольского края (УПФР по Петровскому району), в настоящее время - Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ставропольскому краю (Отделение СФР) с заявлением о назначении ей ежемесячной денежной выплаты (далее - ЕДВ) в соответствии со ст. 28.1 Федерального закона от 24.11.1995 № 181- ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" по категории «инвалид 2 группы» обратилась гражданка Деньщик О.И., *** года рождения, уроженка ..., проживавшая по адресу: ..., предоставив при этом справку серии МСЭ-2006 --- от ***, выданную филиалом --- Федерального государственного учреждения «Главное бюро медико-социальной экспертизы по ...» федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию (бюро МСЭ). Согласно указанной справки ей 17 сентября 2007 года была впервые установлена вторая группа инвалидности по общему заболеванию, бессрочно. 19 сентября 2007 года из бюро МСЭ в Отделение СФР также поступила выписка из акта освидетельствования гражданина, признанного инвалидом, серии МСЭ-2006 --- от 17 сентября 2007 года, согласно которой гражданке Деньщик О.И., *** года рождения, проживавшей по адресу: ..., 17 сентября 2007 года была впервые установлена вторая группа инвалидности по общему заболеванию, бессрочно. На основании указанных документов решением начальника УПФР по Петровскому району от 24 сентября 2007 года гражданке Деньщик О.И. с 24 сентября 2007 года была пожизненно назначена ежемесячная денежная выплата по категории «инвалид 2 группы».
25 октября 2007 года гражданка Деньщик О.И. также обратилась в Отделение СФР с заявлением о назначении ей трудовой пенсии по инвалидности. На основании вышеуказанных документов и документов о стаже и заработке Отделением СФР гражданке Деньщик О.И. с 17 сентября 2007 года была назначена трудовая пенсия по инвалидности по категории «инвалид 2 группы».
Согласно информации, поступившей в Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Ставропольскому краю (в настоящее время - Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ставропольскому краю) из федерального казенного учреждения «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Ставропольскому краю» Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации (письмо от *** ---), стало известно, что ГБ МСЭ не подтвердило сведения о признании Деньщик О.И. инвалидом и, что в архиве бюро МСЭ нет дела освидетельствования гражданки Деньщик О.И., а сведения, указанные в справке и выписке из акта освидетельствования гражданина, признанного инвалидом, серии МСЭ-2006 --- от ***, выданных бюро МСЭ, на основании которых Деньщик О.И. были назначены пенсия по инвалидности и ЕДВ, не соответствуют информации, имеющейся в протоколе заседаний бюро МСЭ. Так, в протоколе заседаний бюро МСЭ - филиала --- ФГУ «ГБ МСЭ» по ... имеется запись об установлении Деньщик О.И., проживающей по адресу: ..., повторно третьей группы инвалидности, сроком до октября 2008 года, а согласно имеющейся в Отделении СФР выписке из акта освидетельствования гражданина, признанного инвалидом, от *** серия МСЭ-2006 --- гражданке Деньщик О.И., *** года рождения, проживавшей по адресу: ..., была впервые установлена вторая группа инвалидности по общему заболеванию бессрочно.
Из информации, изложенной в отзыве ФКУ «ГБ МСЭ по Ставропольскому краю» Минтруда России --- от 22.04.2025, следует, что в архиве Учреждения отсутствует «Дело освидетельствования в бюро МСЭ» Деньщик О.И. за 2007 г.
Также отсутствуют данные о регистрации заявления и направления на МСЭ формы 088/У-06 в «Журнале регистрации направлений на МСЭ» форм 088/У-06 и в «Алфавитной книге» бюро --- - филиала Учреждения.
Однако в Учреждении сохранилась книга протоколов заседаний бюро МСЭ - филиала --- Учреждения ---, согласно записи, которой, Деньщик О.И., ..., *** года рождения; пов., была освидетельствована 17.09.2007, протокол ---, акт освидетельствования ---; группа инвалидности до освидетельствования - 3; группа инвалидности после освидетельствования - 3; причина инвалидности - общее заболевание; срок инвалидности - 10.08. Согласно «Книге учета выданных бланков справок МСЭ» Деньщик О.И. была выдана справка ---.
*** ФИО1 - работала в должности руководителя бюро --- - филиала Учреждения, врача по МСЭ, терапевта.
Согласно поданному заявлению от ***, с той же даты, была уволена по п.3 части первой статьи 77 ТК РФ (инициатива работника (собственное желание)).
17.09.2007, согласно табелю учёта использования рабочего времени и расчёта заработной платы, за май 2007 г. бюро МСЭ - филиала --- Учреждения, а также протоколу заседаний бюро МСЭ - филиала --- Учреждения от 22.05.2007 --- в комиссию входили: ФИО3 - врач-специалист по МСЭ (терапевт); ФИО4 - врач-специалист по МСЭ (хирург); ФИО5 - врач-специалист по МСЭ (невролог); ФИО6- специалист по соц.работе. Старшей медицинской сестрой, согласно протоколу, была ФИО7
Согласно ст. 5.1 ФЗ от 24.11.1995 г. №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ». Федеральный реестр инвалидов является федеральной государственной информационной системой и ведется в целях учета сведений об инвалидах, в том числе о детях-инвалидах, включая сведения о группе инвалидности, об ограничениях жизнедеятельности, о нарушенных функциях организма и степени утраты профессиональной трудоспособности инвалида, о проводимых реабилитационных или абилитационных мероприятиях, производимых инвалиду денежных выплатах и об иных мерах социальной защиты, а также в целях использования содержащихся в нем сведений, необходимых для предоставления государственных и муниципальных услуг, и в иных случаях, установленных законодательством Российской Федерации.
Удалить из информационного ресурса реестра архивной информации сведения о признании инвалидом Деньщик О.И. Учреждение сможет только после признания судом справки МСЭ-2006 --- недействительной.
Согласно копии паспорта ответчика, Деньщик О.И., *** года рождения, зарегистрирована по адресу: ....
В связи с достижением пенсионного возраста Деньщик О.И. с 9 июля 2011 года переведена на трудовую пенсию по старости.
Согласно информации Отделения СФР Деньщик О.И. незаконно получены пенсия по инвалидности в сумме 319 781 руб. 89 коп., ежемесячная денежная выплата в сумме 237 235 руб. 90 коп.
Согласно уведомления от 10.11.2020 на сумму 20 000 руб., чек-ордера от 28.04.2021 на сумму 15 000 руб., чек-ордера от 21.12.2021 на сумму 470 000 руб., и чек-ордера от 19.07.2022 на сумму 52 007,79 руб. Деньщик О.И. полностью возмещены Отделению СФР незаконно полученные выплаты на общую сумму 557 007,79 руб. 47 коп.
Порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии и основания возникновения права на пенсионное обеспечение установлены Федеральным законом от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (Федеральный закон № 400-ФЗ), вступившим в силу с 01.01.2015. В период с 1 января 2002 года по 31 декабря 2014 года порядок назначения трудовых пенсий и основания возникновения права на пенсионное обеспечение регулировались Федеральным законом от 15.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях Российской Федерации».
Согласно ст. 9 приведенного закона право на страховую пенсию по инвалидности имеют граждане из числа застрахованных лиц, признанные инвалидами I, II или III группы. Страховая пенсия по инвалидности устанавливается независимо от причины инвалидности, продолжительности страхового стажа застрахованного лица, продолжения инвалидом трудовой и иной деятельности, а также от того, наступила ли инвалидность в период работы, до поступления на работу или после прекращения работы.
В силу положений ст. 28.1 Федерального закона от 24.11.1995 № 181 -ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» право на ежемесячную денежную выплату (ЕДВ) имеют инвалиды и дети-инвалиды.
В соответствии с ФЗ № 385-ФЗ от 22.11.2016 «О единовременной денежной выплате гражданам, получающим пенсию» гражданам, получающим пенсию по инвалидности в январе 2017 года была выплачена единовременная выплата в размере 5000 рублей.
Прекращение выплаты страховой пенсии производится в случае утраты пенсионером права на назначенную ему страховую пенсию (обнаружения обстоятельств или документов, опровергающих достоверность сведений, представленных в подтверждение права на указанную пенсию) (п. 2 ст. 25 ФЗ N 400-ФЗ).
Физические и юридические лица несут ответственность за достоверность сведений, содержащихся в документах, представляемых ими для установления и выплаты страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) (ч. 1 ст. 28 ФЗ № 400-ФЗ).
Пунктом 2 ст. 28 Федерального закона № 400-ФЗ предусмотрена обязанность лица, виновного в причинении Пенсионному фонду Российской Федерации ущерба, в случае если представление недостоверных сведений или несвоевременное представление сведений, предусмотренных ч. 5 ст. 26 настоящего Федерального закона, повлекло за собой перерасход средств на выплату страховых пенсий.
Такой способ исправления подобных ошибок, допущенных при их назначении, как прекращение выплаты пенсии в связи с отсутствием права на неё, является единственно возможным и применяется независимо от каких бы то ни было обстоятельств, в том числе длительности периода выплаты пенсии (срока, прошедшего с момента её назначения), даже при отсутствии виновных действий со стороны их получателя.
Предусмотренная законом возможность исправления ошибки, допущенной пенсионным органом при назначении пенсии, призвана, обеспечить соблюдение требований социальной справедливости и формального равенства, способствовать предотвращению необоснованного расходования бюджетных средств и злоупотребления правом, как со стороны пенсионных органов, так и со стороны граждан.
Согласно п. 1 ст. 1102 ГК РФ лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой основании приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лицах (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных ст. 1109 Кодекса.
В соответствии с п. 2 ст. 1102 ГК РФ, правила, предусмотренные настоящей главой, применяются независимо от того, явилось ли, неосновательное обогащение результатом поведения приобретателя имущества, самого потерпевшего, третьих лиц или произошло помимо их воли.
Как следует из положений п. 3 ст. 1109 ГК РФ, не подлежат возврату в качестве неосновательного обогащения заработная плата и приравненные к ней платежи, пенсии, предоставленные гражданину в качестве средства к существованию, при отсутствии недобросовестности с его стороны и счетной ошибки.
Таким образом, из представленных в материалы дела доказательств следует, что Деньщик О.И. не проходила медико-социальную экспертизу в бюро МСЭ и как следствие знала об этом при предъявлении недействительной справки в Отделение СФР с целью получения пенсии по инвалидности и ЕДВ, что, по мнению суда, свидетельствует о недобросовестности в действиях Деньщик О.И., что ответчиком фактически не оспаривается.
В связи с этим суд приходит к выводу о признании недействительными с момента выдачи справки об установлении инвалидности серии МСЭ-2006 --- от 17.09.2007 и выписку из акта освидетельствования гражданина, признанного инвалидом серии МСЭ-2006 --- от 17.09.2007, выданных филиалом --- Федерального государственного учреждения «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Ставропольскому краю», согласно которым Деньщик О.И., *** года рождения, уроженке ..., проживавшей по адресу: ..., установлена впервые вторая группа инвалидности бессрочно, в связи с чем исковые требования Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ставропольскому краю в данной части подлежат полному удовлетворению как законные, обоснованные и нашедшие свое подтверждение в суде.
Согласно п.2 Правил формирования и ведения федерального реестра инвалидов и использования содержащихся в нем сведений, утвержденных постановлением Правительства РФ от 16.07.2016 № 674 реестр является федеральной государственной информационной системой и ведется в целях учета сведений об инвалидах, в том числе о детях-инвалидах, включая сведения о группе инвалидности, об ограничениях жизнедеятельности, о нарушенных функциях организма и степени утраты профессиональной трудоспособности инвалида, о проводимых реабилитационных или реабилитационных мероприятиях, производимых денежных выплатах инвалиду и об иных мерах социальной защиты.
Согласно п. 5 Правил № 674 сведения, подлежащие включению в реестр в соответствии с частью четвертой статьи 5.1 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», представляются том числе федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы и иными организациями, участвующими в предоставлении государственных услуг инвалидам.
В соответствии с п. 8 Правил № 674, запись об инвалиде вносится оператором в реестр на основании сведений о признании лица инвалидом, предоставляемых федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы.
Согласно поэтапности формирования Федерального реестра инвалидов, предусмотренной Концепцией создания, ведения и использования федеральной государственной информационной системы «Федеральный реестр инвалидов», утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 16.07.2016 № 1506-р, с 01.01.2017 поставщиками информации в Федеральный реестр инвалидов в т.ч. являются: ФБУ «Федеральное бюро медико-социальной экспертизы Министерства труда и социальной защиты РФ». Следовательно, органам ФБУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Ставропольскому краю» являющимся одним из поставщиков информации в Федеральный реестр инвалидов, необходимо удалить информацию о признании ответчика инвалидом.
С учетом вышеизложенного, сведения о признании Деньщик О.И., *** года рождения, уроженки ..., проживавшей по адресу: ..., инвалидом второй группы бессрочно, подлежат исключению Федеральным казенным учреждением «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Ставропольскому краю» Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации из информационного ресурса для загрузки архивной информации по инвалидам.
В соответствии с Постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 29.03.2018 № 145п «О реорганизации некоторых территориальных органов ПФР в Ставропольском крае» были реорганизованы государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по Петровскому району Ставропольского края, государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по Ипатовскому району Ставропольского края, государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по Апанасенковскому району Ставропольского края и государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по Туркменскому району Ставропольского края, в форме присоединения второго, третьего и четвертого учреждений к первому. Также согласно указанного постановления государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по Петровскому району Ставропольского края переименовано в Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по Петровскому городскому округу Ставропольского края (межрайонное).
В соответствии с Постановлением Правления ПФР от 29.04.2021 № 139 «О реорганизации территориальных органов Пенсионного фонда Российской Федерации в Ставропольском крае», проведена реорганизация в форме присоединения, в результате которой правопреемником Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации по Петровскому городскому округу Ставропольского края (межрайонного) с 1 октября 2021 года являлось Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Ставропольскому краю.
Во исполнение Федерального закона от 14.07.2022 № 236-ФЗ "О Фонде пенсионного и социального страхования Российской Федерации" и постановления Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 12.12.2022 № 351п «О переименовании Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Ставропольскому краю, с 01.01.2023 территориальные органы Пенсионного фонда Российской Федерации считаются территориальными органами Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации, территориальные органы Фонда социального страхования Российской Федерации реорганизованы в форме присоединения к территориальным органам Пенсионного фонда Российской Федерации.
Правопреемником всех прав и обязанностей Государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Ставропольскому краю является Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ставропольскому краю.
В силу ч.1 ст.98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, к числу которых ст. 88 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации относит, в том числе государственную пошлину.
В соответствии со ст.103 ГПК РФ, издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.
Истцом при подаче иска освобожден от уплаты государственной пошлины.
Поскольку исковые требования удовлетворены в полном объеме, к взысканию с Деньщик О.И. в бюджет Петровского муниципального округа подлежит государственная пошлина в размере 20000 руб.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Отделения фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ставропольскому краю ИНН 2600000038, ОГРН 1022601963560 к Деньщик О.И., Федеральному казенному учреждению "Главное бюро медико-социальной экспертизы по Ставропольскому краю" Министерства труда и социальной защиты РФ о признании недействительными с момента выдачи справки об установлении инвалидности и выписки из акта освидетельствования гражданина, признанного инвалидом и исключении из информационного ресурса информации о признании инвалидом – удовлетворить.
Признать недействительными с момента выдачи справку об установлении инвалидности серии МСЭ-2006 --- от 17.09.2007 и выписку из акта освидетельствования гражданина, признанного инвалидом серии МСЭ-2006 --- от 17.09.2007, выданных филиалом №1 Федерального государственного учреждения «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Ставропольскому краю», согласно которым Деньщик О.И., *** года рождения, уроженке ..., проживавшей по адресу: ..., установлена впервые вторая группа инвалидности бессрочно.
Взыскать с Деньщик О.И., *** года рождения, уроженки ..., СНИЛС ---, паспорт ---, выдан ..., проживающей по адресу: ..., в бюджет Петровского муниципального округа государственную пошлину в размере 20000 руб.
Настоящее решение является основанием для исключения Федеральным казенным учреждением «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Ставропольскому краю» Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации из информационного ресурса для загрузки архивной информации по инвалидам сведения о признании Деньщик О.И., *** года рождения, уроженки ..., проживавшей по адресу: ..., инвалидом второй группы бессрочно.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ставропольский краевой суд через Петровский районный суд Ставропольского края в течение месяца.
Судья О.В. Ромась
